Талант одного из величайших композиторов,
Людвига Ван Бетховена, проявился в детстве. Уже в четырехлетнем
возрасте нельзя было не заметить способностей мальчика.
Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников.
Не потому только, что житейские заботы рано обременили
его. В самом его характере не по годам рано проявилась
удивительная задумчивость и целеустремленность.
Будущий гениальный композитор родился в декабре 1770
года. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна
только дата его крещения - 17 декабря. Родился он в
Бонне, который во второй половине XVIII века был небольшим
пиренейским городком, резиденцией кельнского князя.
Семья Бетховена занимала небольшую чердачную квартиру
в доме вблизи рынка. Солнце никогда не заглядывало в
полутемную комнатку Людвига, где стояли железная кровать
и старый клавесин. Именно в такой бедной обстановке
и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят
и любят миллионы.
Из его окна под крышей виднелся крохотный садик. Там
чередовались весна, лето, осень, мягкая рейнская зима,
расцветала и осыпалась бузина, по утрам слышались голоса
птиц. Людвиг любил подолгу созерцать природу, но редко
выходил в садик. Долгие часы проводил он ежедневно за
клавесином.
Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от
своего деда, Луи Бетховена (Людвиг - немецкий вариант
фламандского имени Луи). Гордость, независимый нрав,
настойчивость и работоспособность - все эти качества
были присущи как деду, так и его знаменитому внуку.
Иоганн Ван Бетховен - отец Людвига - также служил в
капелле. Певец, скрипач и клавесинист, говорят, он был
способным музыкантом, но губительная страсть к алкоголю
сделалась причиной многих страданий семьи и особенно
Людвига. К сожалению, Иоганн не унаследовал характер
своего отца, но смог перенести и передать его своему
сыну.
Мария Магдалена - мать Людвига - души не чаяла в своем
первом выжившем сыне. Не обладая вокальными данными
Иоганна (он, как и его отец, любил петь), она, тем не
менее, часто напевала ему песенки. Со временем она заметила,
как мальчишка тоже начал петь!
Однажды в этом убедился и Иоганн. Ему показалось, что
сын не лишен таланта. А так как в Европе в это время
вовсю гремело имя 17-летнего вундеркинда Вольфганга
Амадея Моцарта, то Иоганн Бетховен высокомерно рассудил:
«Если это удалось одному ребенку, то почему не попытаться
сделать со вторым!»
Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял
его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей
начал зарабатывать деньги, которых в доме почти никогда
не было: Иоганн пропивал их. Матери, кроткой и доброй
Марии-Магдалине, с трудом удавалось прокормить трех
сыновей: Людвига и его братьев— Иоганна и Карла.
Для того, чтобы быстрее определиться, к чему у маленького
Луи больший талант, Иоганн решил учить его играть едва
ли не на пяти инструментах сразу! Так бывший друг старого
Людовика органист Эден заставлял Луи часами корпеть
над органом. Друг самого Иоганна актер Пфейфер учил
его играть на клавесине и флейте! Скрипач Ровантини,
настаивал на том, чтобы Людвиг как можно скорее освоил
скрипку и альт.
К тому же педагогический талант самого Иоганна Бетховена
был далек от совершенства. Он считал, что главное в
освоении инструментов это не вдохновение, а тяжкий труд!
Поэтому он заставлял повторять одно и то же упражнение
десятки раз!
Людвигу нужно было развиваться, практиковаться со способным
преподавателем, но у отца были одни методы - принуждение
и побои. Один учитель сменял другого, редко когда среди
них попадался действительно хороший музыкант, никто
из них так и не оказал сколь либо значимого влияния
на талантливого ребенка. Цель Иоганна была в том, чтобы
скорее подготовить Людвига к концертам: чем скорее начнутся
концерты, тем скорее потекут в карман Иоганна деньги.
Первый концерт был дан в Кельне, где восьмилетний мальчик,
в рекламных ценах, был назван шестилетним. Но выступление
не дало ожидаемых доходов. Возможно, поэтому о других
концертах в детском возрасте никаких свидетельств нет.
Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился, не
зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине,
репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по
заказам. С 13-ти лет Людвиг работает помощником органиста
в капелле.
Людвиг был хмур, неразговорчив — коренастый крепыш с
копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным
взглядом. Старый булочник, иногда даривший Людвигу булочку,
удивлялся, с какой сосредоточенностью мальчик отдавался
музыке. Погруженный в мелодии, возникавшие в его сознании,
Людвиг ничего не замечал вокруг. Стоило усилий вывести
его из такого состояния.
На внешний свой вид Людвиг не обращал внимания, с детства
отличался неукротимой гордостью. Когда кто-то сказал
о бедности его одежды, он спокойно ответил:
— Когда я стану великим композитором, никто этого уже
не заметит.
Мать старалась утешить, приласкать Людвига, оградить
его от гнева и побоев раздражительного отца; Иоганна
прогнали со службы, на безответной жене и детях вымещал
он злобу.
И все-таки, несмотря на горести, нельзя считать, что
жизнь в Бонне была совсем безотрадной.
1782 год, Бетховену 12 лет. В этом возрасте он свободно
играет на клавесине, скрипке, органе, легко читает с
листа. Именно в этот год происходит важнейшее событие
в жизни юного Бетховена, событие, которое предопределило
всю его последующую жизнь и карьеру.
Христиан Готлоба Нефе стал новым директором придворной
капеллы в Бонне. Этот человек сделался подлинным наставником
и учителем Людвига, он упорядочил его музыкальное образование.
Нефе пробудил в своем ученике интерес к музыке И. С.
Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, на образцах клавирной
музыки Ф. Э. Баха Бетховен учится тонкостям современного
фортепианного стиля.
При помощи Нефе в том же году публикуются первые сочинения
Бетховена: вариации на тему марша Дресслера, три фортепианные
сонаты.
Нефе прекрасно понимал, что развитием одних музыкальных
способностей ограничиваться нельзя. Бетховен, не получивший
общего образования, которое мало беспокоило отца, поглощенного
корыстными соображениями, с удовольствием начал изучать
древние языки, литературу, философию. Его кумирами стали
Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто
влюблен.
"Не существует сочинения, которое было бы для меня
чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на
ученость в собственном смысле этого слова, я все же
с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших
людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику,
не считающему своей обязанностью делать, по меньшей
мере, то же, что и я" - писал Бетховен уже в 1809
году своему издателю Гертелю, оценивая тот отрезок своей
жизни.
За годы этой упорной и многообразной работы Бетховен
становится заметной фигурой в музыкальном мире города.
Молодой музыкант мечтает о признании великих музыкантов,
о занятиях с Моцартом.
Те, кто были близки ему, знали, какое доброе сердце
скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он
был на чужую боль, как чуток к красоте. Горячо и доверчиво
отвечал он на любовь, и участие матери и Кристиана Нефе.
Да, Людвиг Ван Бетховен стал великим музыкантом, но
скорее, не благодаря, а вопреки своему отцу! Если бы
не дедушкин жесткий характер, это вряд ли бы случилось!
Он буквально стискивал зубы, но упорно брал один аккорд
за другим! Тогда и вызрел характер Людовика: необычайно
развитое чувство собственного достоинства, независимости.
Но эти беспощадные уроки Людвиг запомнил на всю жизнь!
До конца своих дней он оставался одиноким. И хотя на
протяжении своей недолгой 57-летней жизни, он несколько
раз пытался завести семью, но детей после себя не оставил!
И в этом трудно переоценить роль отца!
С другой стороны, некоторые историки до сих пор считают,
что если бы не такое изуверское насилие над маленьким
мальчиком (которому были недоступны и незамысловатые
озорные игры со сверстниками, и просто отдых), гений
бы прожил куда больше, одарив мир своими произведениями.