Великий австрийский композитор Франц
Йозеф Гайдн родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные
о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье
в Рорау, области Бургенланд в восточной части Нижней
Австрии, близ венгерской границы.
Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать,
Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха,
владельца поместья в Рорау.
Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим
их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись
хорватами, которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд,
спасаясь от турков. Но благодаря исследованиям Э.Шмидта
выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.
Родители Йозефа обладали недюжинными музыкальными способностями
и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца
композитора) часто устраивались импровизированные концерты:
сам хозяин и его жена пели, при этом Матиас аккомпанировал
на арфе.
Деревенская обстановка, в которой Гайдн провел свое
раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой,
на которой так пышно и мощно выросло будущее творчество
композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь
с австрийским народным творчеством.
На музыкальное дарование Гайдна, обнаружившееся чрезвычайно
рано, обратил внимание школьный учитель и церковный
регент Франк. Он увез мальчика к себе в маленький городок
Хайнбург на берегу Дуная, где Гайдн стал петь в церковном
хоре, обучаться нотной грамоте, а также игре на скрипке
и клавесине. Эти занятия продолжались три года.
Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: "Мой
отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе,
совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно
точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило
отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора
школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки
и другие необходимые для юношества науки».
Несколько лет спустя, в 1740году, капельмейстер церкви
св. Стефана в Вене, Георг Рейтер, восхищенный замечательным
голосом мальчика, взял его в свою капеллу в качестве
хориста.
«Когда мне исполнилось семь лет», - вспоминал Гайдн,-
«ныне покойный капельмейстер фон Ройтер, проезжая через
Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос.
Он взял меня с собой и определил в капеллу собора св.
Стефана в Вене, где, продолжая образование, я учился
пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших
учителей».
Мальчик не только пел в хоре собора св. Стефана, но
и совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе.
Но в капелле Гайдн пробыл недолго. В 1749 году крутой
нрав Рейтера, заставил Йозефа оставить капеллу церкви
св. Стефана и приютиться у некоего Келлера.
Великий композитор вспоминал о тех временах: «До восемнадцати
лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии,
и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал
голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое
существование... Я сочинял преимущественно по ночам,
не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет,
и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно.
Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье
изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры,
который жил тогда в Вене".
Для Гайдна это были тяжелые времена, но садясь за фортепиано,
он забывал все горести и никому, по его словам, не завидовал,
усердно занимался изучением сочинений Баха и теорией
композиции, несмотря ни на что.
Впечатления, полученные Гайдном в детстве, когда его
"пороли гораздо чаще, чем кормили", оказались
столь сильными, что позже он пожертвовал свободой и
независимостью ради финансовой стабильности. Ее обеспечивало
место преподавателя музыки и дирижера в аристократической
семье Эстергази.
И не смотря ни на что, бескрайняя любовь к музыке и
упорное желание не здаваться позволили Гайдну в последующем
стать великим композитором и сделать огромный вклад
в мировое наследие музыкального искусства.