Легко разделить
с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке.
Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка
на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение
первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку
и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают
толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов
развивает слух и помогает детям улучшить восприятие.
Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на
многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки
игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно
улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов»,
картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра
на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие
коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление,
речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование
усиливает общие способности ребенка к обучению и его
математические навыки.
Музыка это несомненный
ресурс жизни, роста и образования, который может стать
неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.
У музыки есть три базовых
компонента: звук + ритм + мелодия.
Звук
Чтобы помочь детям понять
музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.
Во-первых, это звук, который производим мы, или который
поступает из другого источника. Предлагаем несколько
примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук
ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку
с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле
звук соответствует центральной нервной системе. Приятный
звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать
или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши
нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук
является первым шагом в создании музыкального произведения.
Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей
и детей:
- Выясните, слушают
ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они
могут услышать в кухне или во дворе?
- Поощряйте творческие
способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют
свой голос или используют бытовые предметы в качестве
музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать
приятные, раздражающие или глупые звуки.
Целью звука является
вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения
детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему
миру.
Ритм
Вторым компонентом музыки
считается ритм. Ритм определяет и организует движение
звука на протяжении такта. Например, насколько свист
чайника долог и равномерен или короток и прерывист?
В живописи такт соответствовал бы общему движению или
потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение
искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть
на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей?
Это ритм.
В нашем теле ритм приблизительно
относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп
быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения
тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание
африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое
состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец
вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха
или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность
малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.
- Пусть ваши дети играют
в различном темпе: быстром, медленном, равномерном,
прерывистом.
- Научите детей слушать
различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из
крана или тиканья часов.
- Спросите, могут ли
они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если
да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается
в их организме? Как их ноги двигаются при различных
звуковых темпах?
- Попробуйте хлопать
в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать
ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения
очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.
Мелодия
И, наконец, поговорим
о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она
добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это
та часть музыки, которая описывает горы и долины личного
опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности.
Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время
стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре
живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины
после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли
нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения,
интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее
знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом,
поможет им развить способности самовыражения.
- Пусть дети пробуют
тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя
к звуку эмоции.
- Экспериментируйте
с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом
и т.п.
Мелодия превращает звук
в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком,
ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый
мир и новую возможность самовыражения в тех случаях,
когда трудно найти слова.
Мы можем задействовать
творческие возможности и воображение для выбора различных
стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои
чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать
на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей
и мелодий позволяет детям разработать свой собственный
музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство
к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.
(По материалам сайта
babiesonline.com)