Воображение
играет большую роль в формировании личности ребенка. Для его развития
существуют специальные игры, которые помогают постепенно усваивать
принцип замещения одних предметов другими. Также занятия подобного
рода способствуют формированию умения одушевлять предметы по принципу
условности.
Оживление предметов. Тема
"одежда"
Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую
вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно
сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы
будут ваши действия?
Имитация
действий. Тема "посуда"
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением
пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты
и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете
их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей
водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду,
передаете по кругу горячую картофелину.
Пластический этюд.
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его
содержанием.
Пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухина)
Тема "Домашние
птицы"
Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете
за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание
народной песенки "Жили у бабуси два веселых гуся".
Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко
и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет
свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно
шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.
Тема "Домашние
животные"
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся
капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося
в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Обыгрывание ситуаций.
Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную
кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную
кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по
содержанию стихотворения).
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
"В рот не суй что попадется!"
(А. Воронько)
Тема "Дикие
животные"
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется
в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки,
лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций.
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги,
ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке.
Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно
ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето.
Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали.
Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает
на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие.
Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь
отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко
медведя.
Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый
красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих
снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей
(зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну вбежал Цок-Цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листьях - порх!
Шебуршонок в норку - шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах.
(Дж. Ривз)
Мишка
Бедный мишка заболел-
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
-У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет-
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.
(Ф. Бобылев)
Игра "Найди зайчика"
Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его
за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить:
"А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо
завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи
уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?"
На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик:
"А вот и хвостик! Давай его погладим".
Пластические этюды. Тема
"Птицы"
Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту,
ловит лягушек.
Этюд "Чайка защищает свое гнездо от песца".
"Совушка-сова"
Перед началом игры следует показать ребенку сову и рассказать
ему оней. После этого надо взять небольшой резиновый мячик, нарисовать
на нем граза и клюв совы и прочитать про нее стихотворение, показывая
ребенку мячик:
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Игра "Солнечные
зайчики"
Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое
зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе
с малышом наблюдать за ними. В процессе игры можно прочитать ребенку
стихотворение, например:
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)