Детские игры в Теремке
Мультфильмы
Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 
На главную
 
Детские игры


развивающие игры для детей


учимся читать и считать


таблица умножения

английский для детей

игры для девочек

раскраски онлайн

игры про лошадей

скачать детские игры "ИГРОТЕКА"

уроки безопасности

 
Прикольный досуг
играем и развиваемся
нескучные уроки
учимся рисовать
загадки
ребусы и кроссворды
физминутка
природная мастерская
оригами

 

Стихи детям
   
Клуб "Детки непоседки"
(гиперактивность)
 
Мультфильмы
 
ТЕРЕМОК - КОМИКС
Имя ребенка
 
Здоровье ребёнка
 
Лопотушки
   
Куда сходить с ребенком?
   
Музыкальная страничка
Детское творчество
Карта сайта
 

 

Здоровье ребенка

Кашель у ребёнка.

Существует ли лекарство от кашля?
И желательно от любого. Очень часто заботливые и внимательные родители при малейшем покашли-вании своего чада судорожно хватают телефонную трубку (срочно лезут на медицинский сайт, форум, врачебную консультацию – нужное подчеркнуть) и начинают судорожно просить, хотя нет, не так – требовать у врача срочно назначить лекарство от кашля. Причем чтобы помогало, и сразу, и всем, начи-ная от древней бабуси и заканчивая орущим от испуга младенцем. Сообщаю вам. Такого лекарства нет, и никогда его не существовало, и никогда его не придумают. Вот так.
Что вы такое говорите, доктор, начнете возмущаться вы, в ближайшей аптеке несколько полок завалено лекарствами, а полки крупно подписаны: «от кашля». Ну, по поводу аптек – это понятно, за ваши день-ги вам продадут лекарство хоть от чего, лишь бы была прибыль. А о том, что проданное ими лекарство не то что помочь, иногда и вред нанести может, дельцы от фармацевтики задумываться не спешат. А может не хотят, некогда им – деньги нужно делать.
Итак. Давайте тогда разбираться в вопросе о кашле. Кашель — защитный механизм очищения бронхов и трахеи. Он возникает при воздействии на так называемые «быстрые» рецепторы механических и хи-мических раздражителей и на «медленные» рецепторы — медиаторов воспаления. Редкие кашлевые толчки физиологичны, они удаляют скопление слизи из гортани; здоровые дети «откашливаются» 10–15 раз за день, больше утром, что не должно тревожить родителей. позводю себе по этому поводу про-цитировать уважаемого врача Комаровского: « Словосочетание “от кашля” мы не даром взяли в кавыч-ки, ибо выражение это для врача означает примерно то же самое и звучит так же смешно, как лекарства “от головы” или, например, “от поноса”. Ни один уважающий себя врач не сможет назначить лекарство от кашля, не видя больного и толком не представляя себе, о каком кашле и о какой болезни идет, собст-венно говоря, речь».
Почему мы кашляем? Простыли, ответите вы. Действительно, в большинстве случаев кашель указывает на поражение дыхательных путей какой-либо болезнью. При этом, часто, кашель является тем симпто-мом болезни, который заставляет вас обратиться к врачу.
Вопрос: всегда ли кашель является симптомом болезни дыхательной системы, является очень интерес-ным для более детального рассмотрения. В особенности это касается хронического кашля. Перед рас-смотрением списка болезней, которые могут вызвать кашель, позволю себе привести характеристику кашля, потому, как кашель кашлю рознь. Это важно для того, чтобы в последствие описать различные виды кашля при различных болезнях. Знание элементарных особенностей кашля при различных болез-нях может быть чрезвычайно важно не только для специалистов медицины, но и для всех родителей, столкнувшихся с этой проблемой.
Для того чтобы определить вид кашля и его принадлежность к какой-либо болезни, нужно обратить внимание на его основные характеристики:
1.длительность – кашель может длиться от одной-двух недель до нескольких месяцев. Иногда кашель может длиться годами.
2. сила кашля –от легкого покашливания до «надрывного» кашля такой силы, что возможно развитие даже рвоты, кровоизлияний под конъюнктиву и прочих неприятностей.
3. Время суток, когда кашель наиболее сильный – утро, сразу после сна, день, вечер или вообще нет связи с временем суток.
4. характер самого кашля - влажный или сухой. Термины «сухой» или «влажный» кашель требуют до-полнительного разъяснения. О сухом кашле принято говорить в тех случаях, когда при кашле либо во-обще не выделяется мокрота, либо выделяются очень скудные количества мокроты. Влажный кашель сопровождается обильным выделением мокроты, ребенок оккашливается, у него как бы булькает в гор-ле.
5. характер мокроты, выделяющейся при кашле и ее количество. Мокрота вырабатывается бронхами и трахеей, это патологический секрет дыхательных путей вместе с отделяемым из носоглотки и полости рта. У здоровых людей мокрота не выделяется. Однако она появляется у практически здоровых людей при работе в запыленной атмосфере; у лиц, профессия которых требует чрезмерного напряжения голо-совых связок (певцы, педагоги, стеклодувы, музыканты, играющие на духовых инструментах); у курильщиков. И у детей, в тех семьях где родители курят при ребенке кстати тоже.
Мокрота вообще бывает:
Слизистая мокрота (вязкой консистенции, бесцветная, преимущественно из слизи): при остром бронхи-те, бронхиальной астме, острых респираторных заболеваниях. Гнойная мокрота (полужидкая, зеленова-то-желтого цвета): при абсцессе легкого, сообщающегося с бронхом. У детей, слава богу, встречается очень редко. Слизисто-гнойная (вязкая, желтого или зеленого цвета): при туберкулезе легких, хрониче-ских бронхитах, бронхопневмонии, абсцессе, гангрене легкого.
Слизисто-кровянистая (из слизи с прожилками крови): при пневмонии, острых респираторных заболе-ваниях (ОРЗ). Серозная мокрота (жидкая, пенистая, бесцветная - плазма крови, пропотевшая в просвет альвеол): при отеке легких. Стекловидная мокрота – при бронхиальной астме.
Количество мокроты при заболеваниях и болезнях.
Скудно отделяемая мокрота бывает при воспалении дыхательных путей (ларингит, трахеит, острый бронхит) и бронхиальная астма.
Не нужно думать что мокрота – это вредная вещь, нет, это защитный механизм. Вместе с мокротой при кашле из организма выводятся микробы и их яды, инородные частички, такие как пыль, сажа. Во время многих болезней часто наблюдается переход сухого кашля во влажный, а также смена характера мокро-ты (например, из водянистого в гнойный). Такая смена характера кашля, также как и смена характера мокроты зависит от естественного развития болезни. При многих вирусных инфекциях кашель сначала сухой. Однако, запомните, что появление гнойной мокроты говорит о том, что к вирусной инфекции присоединилась бактериальная – такое развитие характерно для большинства ОРВИ.
6.тембр кашля - при некоторых болезнях тембр кашля может быть довольно характерным. Возможные варианты - звонкий, грудной, кашель мучительный, периодически прерывается паузами со звонким вздохом, которые снова переходят в кашель, далее возможен грубый, лающий, обычно одновременно с охриплостью голоса. Возможен глубокий, тяжелый, приглушенный удушающий кашель.
7. присутствие других симптомов болезни – насморк, повышение температуры тела, наличие или отсут-ствие различных хрипов в легких и так далее.
Теперь, по-порядку разберу основные виды кашля. А поможет мне в этом статья «Дифференциальная диагностика кашля у детей и его лечение»В. К. Таточенко.
Остро возникший кашель. Характерен для острого вирусного воспаления верхних дыхательных пу-тей (проще говоря, когда болит горло, заложен нос или из него течет водопад соплей), а также для вос-паления в гортани (ларингит, круп), трахеи (трахеит), бронхах (бронхит) и легких (пневмонии). При по-ражении дыхательной трубки кашель вначале сухой, непродуктивный — не ведет к отхождению мокро-ты и ощущается как навязчивый. При ларингите и трахеите он нередко приобретает лающий характер и металлический обертон. Сухой кашель сопровождает першение (детки говорят, что дерет, чешет горло) в горле при ларингите. При пневмонии кашель обычно бывает влажным с первых часов болезни, его нередко описывают как глубокий.
Влажный кашель характерен для развернутой картины бронхита, его толчки заканчиваются отхожде-нием мокроты (у маленьких детей это воспринимается на слух), возникая вновь при ее накоплении. От-хождение мокроты воспринимается как облегчение.
В диагностике остро возникшего кашля важно убедиться в его связи с инфекцией (повышение темпера-туры, наличие катарального синдрома). У ребенка с признаками острой респираторно-вирусной инфек-ции (ОРВИ) осиплость голоса, затруднение вдоха указывают на поражение гортани с возможной угро-зой асфиксии (круп). Влажные хрипы в обоих легких указывают на бронхит: у старших детей они обычно крупно- и среднепузырчатые, у маленьких нередко мелкопузырчатые, что позволяет поставить диагноз бронхиолита.
Ключевой задачей при наличии признаков ОРЗ является исключение пневмонии — чаще всего при этом в легких хрипы отсутствуют или выслушиваются над ограниченным участком легкого, где также опре-деляется укорочение перкуторного звука и/или изменение характера дыхания. Характер и сила кашля не указывают на этиологию пневмонии. Вот почему так важно не заниматься ни самолечением, ни вирту-альным консультированием, а сразу вызывать врача на дом. Исключение составляет кашель с токато при хламидийной пневмонии у детей первых месяцев жизни: «сухой», отрывистый, звонкий, следует приступами, но без реприз, сопровождается тахипноэ, но не лихорадочной реакцией.
Спастический кашель характерен для бронхиальной астмы, а у детей первых лет жизни — при остром обструктивном бронхите или бронхиолите. При этих формах хрипы сопровождаются удлинением вы-доха, что свидетельствует о наличии препятствия выходу воздуха из-за спазма бронхов и сужения их просвета. Спастический кашель обычно малопродуктивен, навязчив, часто имеет в конце свистящий обертон.
В случае внезапного появления кашля, в том числе спастического, без признаков ОРВИ, следует поду-мать и об инородном теле в дыхательных путях, особенно у ребенка, ранее не имевшего спастического кашля. Для него характерен приступ коклюшеподобного кашля — навязчивого, но не сопровождающе-гося репризами. Такой кашель может длиться непродолжительное время, при продвижении инородного тела в более мелкие бронхи кашель может прекратиться.
Затяжной кашель (более 2 недель). Наблюдается достаточно часто, обычно после острого бронхита. Чаще всего он связан не столько с воспалительным процессом как таковым, сколько с постинфекцион-ной повышенной продукцией мокроты и, нередко, с усиленной чувствительностью кашлевых рецепто-ров. В расшифровке такого кашля важен учет возраста ребенка.
У грудных детей после обструктивного бронхита сохранение гиперсекреции слизи при повышении кашлевого порога обуславливает редкий влажный кашель в течение 4 недель и более; его отличительная особенность — наличие «хрипотцы» — клокочущих звуков в грудной клетке, слышимых на расстоя-нии, которые исчезают после кашля и возникают вновь по мере накопления мокроты. Мокрота из тра-хеи и гортани у грудных детей эвакуируется более редкими кашлевыми толчками, когда просвет брон-хов будет почти полностью перекрыт. Кашель, связанный с гиперсекрецией, постепенно стихает — как по частоте, так и по интенсивности.
При этом, однако, следует исключить кашель, связанный с забросом пищи обратно из желудка — наи-более частой причиной затяжного кашля у грудных детей, как вскармливаемых грудью, так и искусст-венно. Установление этого факта требует обычно наблюдения за процессом кормления, поскольку не всякая мать фиксирует внимание на связи кашля с приемом пищи. Помимо «поперхивания», «закашли-вания» во время еды для аспирации пищи характерно появление хрипов, которые быстро исчезают или меняют свою локализацию и интенсивность после кашлевого толчка. При рентгенографии грудной клетки у таких детей обычно выявляется затемнение или усиление легочного рисунка в области верхних долей. Кашель при приеме пищи наблюдается и при наличии бронхопищеводного свища, отличитель-ная его особенность — отделение обильной пенистой мокроты; наличие этого симптома требует прове-дения контрастного исследования пищевода и эзофагоскопии.
Затяжной кашель у детей раннего и дошкольного возраста нередко вызывается затеканием слизи в гортань из носоглотки при длительно текущем назофарингите, аденоидите, гипертрофии аденоидов; в отличие от кашля при бронхите, он не сопровождается хрипами в легких, часто имеет характер поверх-ностного и исчезает при лечении процесса в носоглотке. Затяжной эпизод бронхита с кашлем в течение 2–4 недель обычен для дошкольников с рецидивирующим бронхитом.
Затяжной сухой кашель у детей школьного возраста и подростков, который может длиться до 6 недель, нередок при трахеите или трахеобронхите, развивающихся при некоторых респираторно-вирусных ин-фекциях (РС-, рино-, парагриппозные вирусы). Он часто болезненный, приступообразный, приступ за-канчивается отхождением комочка плотной слизи (фибринозные наложения). Это же характерно для детей, которые переносят коклюш в характерной для них атипичной форме — без выраженной присту-пообразности и реприз. Такое течение коклюша характерно как для не полностью привитых детей, так и детей, получивших 3 прививки и ревакцинацию в 18 месяцев. Дело в том, что противококлюшный им-мунитет постепенно угасает и через 5–6 лет — к школьному возрасту — большинство привитых стано-вятся восприимчивыми к этой инфекции. Атипичное ее течение у них способствует поздней диагности-ке (если вообще она проводилась) и распространению инфекции и заражению грудных детей, еще пол-ностью не получивших всех прививок. Затяжной кашель у подростков с коклюшем отличается отсутст-вием хрипов в легких, он обычно не усиливается и не приобретает специфического характера, как у не привитых.
Рецидивирующий кашель. Характерен, прежде всего, для больных бронхиальной астмой — это одна из частых жалоб родителей детей, у которых диагноз астмы еще не установлен. Кашель, сопровождаю-щий почти каждый эпизод ОРВИ, характерен и для рецидивирующего бронхита — он обычно влажный, затяжной, его длительность превышает 2 недели. При рецидивирующем обструктивном бронхите (РОБ) у детей до 3–4 лет кашель — влажный или «спастический» — возникает на фоне ОРВИ, обычно при на-личии температуры и катарального синдрома. В отличие от кашля при бронхиальной астме он не носит характера приступа. Однако по виду кашля эти две формы вряд ли можно отличить, поскольку кашель и обструкция на фоне ОРВИ — наиболее распространенный тип обострения и бронхиальной астмы, осо-бенно у маленьких детей. У многих из них диагноз РОБ со временем «перетекает» в диагноз астмы, ес-ли такие эпизоды повторяются более 3–4 раз или если периоды кашля связаны с воздействием не ОРВИ, а аллергена, физической нагрузки, холодного воздуха или возникают как бы вовсе без видимой причи-ны — как следствие усиления воспалительных изменений в слизистой бронхов.
Длительный, постоянный кашель. Наблюдается при хронических болезнях органов дыхания, что сра-зу же отличает его от описанных выше видов кашля. Конечно, он может усиливаться или ослабевать в отдельные периоды времени, но принципиально важно, что ребенок практически постоянно кашляет.
Влажный постоянный кашель наблюдается при большинстве нагноительных заболеваний легких, со-провождающихся скоплением мокроты. Часто кашель особенно силен по утрам, после отделения мок-роты он становится реже. Более «глубокий» на слух кашель типичен для бронхоэктазов, при пороках хрящей бронхов (синдром Вильямса–Кэмпбелла) он может иметь спастические обертона. При муко-висцидозе кашель часто бывает навязчивым и мучительным из-за вязкости мокроты, нередко сопрово-ждается признаками обструкции. Диагноз нетруден при наличии других проявлений муковисцидоза — похудания, полифекалии, барабанных пальцев и др., однако существуют более легкие формы этой бо-лезни, так что исследование электролитов пота показано у всех детей с постоянным кашлем.
Особого внимания заслуживает психогенный кашель, для которого также типичен постоянный ка-шель. Это обычно сухой с металлическим оттенком кашель, который наблюдается только в дневное время и исчезает во сне, его отличительная особенность — регулярность и высокая частота (до 4–8 раз в минуту), прекращение во время еды и разговора. Психогенный кашель возникает обычно как реакция на стрессовые ситуации в семье и школе, становясь затем привычным, он часто начинается во время ОРЗ, приобретая довольно быстро описанный выше характер. Маленькие дети нередко кашляют при стрессе — обычно чтобы добиться своих целей; кашель усиливается до и во время осмотра врача, прекращаясь по его окончании (снятие «стресса ожидания»). Новый приступ кашля можно спровоцировать, коснув-шись неприятной ребенку темы (капризы, соблюдение режима дня) или даже просто начав отвлеченный разговор, не обращая на ребенка внимания. Причиной закрепления кашлевого рефлекса у ребенка могут быть повышенная тревожность родителей, концентрация их внимания на проблемах ребенка.
Некоторые виды кашля отличаются по своему характеру.
Битональный кашель (низкий, затем высокий тоны). Возникает при туберкулезе, иногда при инород-ных телах крупных бронхов. Является показанием для бронхоскопии.
Кашель при глубоком вдохе. Сопровождается болью, указывает на раздражение плевры; он проходит после обезболивания. Глубокий вдох вызывает кашель и у детей с астмой — он возникает как следствие бронхиальной гиперреактивности; поверхностное дыхание является составной частью ряда систем ле-чебной физкультуры (ЛФК), используемых для лечения астмы.
Ночной кашель. Характерен для бронхиальной астмы, он возникает обычно ближе к утру вследствие усиления бронхоспазма; нередко он указывает на аллергию к перу в подушке. У ряда детей ночной кашель представляет собой эквивалент астмы, поэтому таких детей надо обследовать соответственно. Ночной кашель наблюдается также при желудочно-пищеводном рефлюксе (заброс желудочного содер-жимого в пищевод и даже в глотку), старшие дети при этом жалуются на изжогу. Довольно часто ночной кашель возникает у детей с синуситом или аденоидитом вследствие попадания слизи в гортань и подсыхания слизистой при дыхании ртом.
Кашель при физической нагрузке — признак гиперреактивности бронхов, наблюдается у значительной части больных бронхиальной астмой.
Кашель с синкопами — кратковременной потерей сознания — возникает из-за снижения венозного притока при повышении внутригрудного давления и, вследствие этого, уменьшения сердечного выброса; состояние доброкачественное, кроме противокашлевых средств лечения не требует.
Кашель может быть и не связан с дыхательными путями, а появиться при различных заболеваниях центральной нервной системы, когда нарушается работа особого кашлевого центра в головном мозге.
Ну, теперь вы просто профи в вопросе причин и видов кашля. Думаю если вы освоите хотя бы 10% от выше написанного, вы окажете неоценимую помощь доктору, который будет смотреть вашего ребенка. Совместными усилиями вам будет проще определиться с верным диагнозом и соответственно правиль-но (и еще очень желательно эффективно, правда?) полечить малыша.
Ну вот, раз есть кашель, скажете вы, значит должны быть и лекарства от него. Это не совсем так.
Сам кашель это только один из многочисленных (а может и наоборот единственный) признаков болез-ней. И соответственно лечить сам кашель не имеет никакого смысла. Как только исчезает болезнь (при-чина, вызвавшая кашель) – исчезает и он сам. Просто в медицине и фармацевтике так уж исторически сложилось, что препараты называемые «от кашля» по принципу действия к самому кашлю особо то и не относятся (то есть на сам кашлевой рефлекс не влияют).
Однако, порой сам кашель настолько тяжело переносится ребенком. Что все мои размышления по пово-ду лечения самого заболевания отходят для судорожно мечущихся в поиске эффективного средства для любимого дитяти родителей просто на последнее место.
Хорошо, чем же лечат врачи или (что бывает гораздо чаще) пичкают родители по рекомендации, в луч-шем случае хорошего фармацевта, в худшем – соседки бабы Мани (Дуси, Клавы, подруги, мамы - нуж-ное подчеркнуть). Отчего же эти лекарства - если это не от кашля? Спросите вы. Рассказываю.
Принципиальные основы борьбы с кашлем состоят в том, что имеющиеся лекарственные препараты по-зволяют воздействовать и на кашлевой центр, и на слизистую оболочку бронхов, и непосредственно на мокроту.
Очевидно, что наиболее легкий способ якобы помочь больному - “отключить” кашлевой центр. Весьма активны в этом направлении наркотические вещества, особенно кодеин. Единственный плюс таких пре-паратов – их просто так в аптеке не купишь, они включены в особый список, иначе все наркоманы по-головно бы «страдали от кашля» и таскались в аптеку за «лекарством». Однако, существует и группа препаратов, угнетающих дыхательный центр ненаркотическим средством. Вот это безобразие можно купить без рецепта (к моему глубокому сожалению). Выпускается очень большое количество ненарко-тических противокашлевых препаратов, которые, уже без всяких кавычек, могут называться истинными лекарствами от кашля. Типичные представители - пакселадин, глауцин, либексин, тусупрекс и др. Ме-ханизм действия этих препаратов не совсем одинаков - одни влияют непосредственно на кашлевой центр, другие прерывают (ослабляют) сигналы, идущие в мозг от пораженной слизистой оболочки бронхов. Некоторые из перечисленных выше веществ входят в состав комбинированных средств, кото-рые, кроме непосредственно противокашлевого компонента, содержат еще кое-что. Наиболее часто на-селение использует знаменитый бронхолитин, содержащий, помимо кашлевого антагониста глауцина, еще и эфедрин, и лимонную кислоту, и масло базилика; еще один широко известный комбинированный противокашлевой препарат - стоптуссин. Вот и подумайте теперь, стоит ли давать эти препараты ребен-ку самостоятельно, не страшновато? Данная группа препаратов у детей должно применяться очень ог-раниченно и только пол постоянным контролем врача-педиатра.
Следует отметить, что самолечение (а особенно собственного ребенка) противокашлевыми препаратами может быть исключительно опасным. Кашель ведь не просто неприятный симптом, это один из важ-нейших способов организма добиться очистки легких. Отключая или угнетая кашель, несложно добить-ся скопления в легких мокроты, что, в свою очередь, с высокой степенью вероятности может привести к бронхиту или пневмонии, к нарушению вентиляции легких и к другим неприятностям.
По логике вещей, соответственно для эффективности лечения нужно не переставать кашлять, а перевес-ти непродуктивный кашель в продуктивный. Это нужно, чтобы помочь дыхательной системе побыстрее очиститься от инфекционных агентов, избытка слизи и прочих гадостей. Добиться этого можно воздей-ствуя на мокроту, ведь чем мокрота гуще, тем труднее ее откашлять. Еще один способ облегчения каш-ля - улучшить работу слизистой оболочки бронхов.
Одной из самых популярных групп препаратов, используемых у детей являются препараты, влияющие на мокроту, а точнее, способствующие ее разжижению и более активному выведению из дыхательных путей посредством все того же, так нами нелюбимого, кашля.
Эффективное действие на рецепторы слизистой оболочки бронхов оказывает увлажнение дыхательных путей с помощью аэрозолей и паровых ингаляций, которые уменьшают раздражение слизистой и вяз-кость мокроты, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, стимулируют отхаркивание. Паровые инга-ляции с фитопрепаратами (отварами трав), содержащими эфирные масла (при отсутствии у ребенка ал-лергических реакций), кроме отхаркивающего и муколитического (то есть разжижающего мокроту) действий оказывает антимикробный и противовоспалительный эффекты. Увлажнение дыхательных пу-тей можно достигнуть применением в нос (капли, спрей) теплого физиологического раствора или спе-циальных солевых лекарственных средств (Аква-Марис, Салин). Растворы этих препаратов могут вво-диться и через нейбулайзер (ингалятор). Не стоит забывать и про обильное питье, которое также позво-лит увлажнить слизистые, снизить вязкость мокроты. Особенно если у ребенка повышенная температу-ра.
Обволакивающие средства также применяются при кашле, возникающем при раздражении слизистой верхних отделов респираторного тракта. Действие их основано на создании защитного слоя для слизи-стой оболочки носо- и ротоглотки, уменьшающего рефлекторную стимуляцию кашля (это еогда в горле першит, и из-за этого возникает кашель). Такими средствами являются сборы, сиропы, чаи и таблетки для рассасывания, содержащие растительные экстракты (эвкалипта, белой акации, лакрицы, дикой вишни и др.), а также глицерин, мед и другие компоненты. Применять их следует каждые 3-4 часа, не-большими порциями, лучше в теплом виде, иначе эффект будет незначительный. Однако у грудничков и детей младшего возраста применение подобных препаратов может быть чревато развитием аллергии, хотя в этом плане опасны почти все препараты и не только.
Отхаркивающие средства. Они включают экстракты трав (алтей, анис, девятисил, багульник, душица, ипекакуана, мать-и-мачеха, подорожник, росянка, солодка, сосновые почки, фиалка, тимьян, термопсис и др.), терпингидрат и йодиды. Применяют отхаркивающие средства 4-6 раз в день, в теплом виде.

Большинство из отхаркивающих препаратов усиливает секрецию слизи за счет рефлекторного раздра-жения желез слизистой бронхов. Некоторые, например йодиды и растительные препараты (тимьян, ро-сянка, термопсис, ипекакуана и др.), оказывают прямое действие на секреторные бронхиальные клетки и выделяются в просвет бронхов, усиливая при этом выработку слизи, увеличивая ее объем. Наряду с этим термопсис, ипекакуана усиливают рвотный и кашлевой рефлексы. Поэтому у детей первых меся-цев жизни, у детей с поражением ЦНС использовать их не следует, иначе может развиться рвота. Анис, солодка и душица обладают слабительным эффектом и не рекомендуются при наличии у ребенка диа-реи. Ментол вызывает спазм голосовой щели.
Использование йодидов у детей также нежелательно, т.к. отхаркивающий эффект наблюдается при на-значении доз, близких к токсическим. Кроме того, йодиды имеют неприятный вкус (исключение - йоди-рованный глицерол, но и эффект у него незначительный).
Не все отхаркивающие средства показаны для использования у детей первых лет жизни. Ограничения могут быть связаны и с возможным развитием аллергический реакций при приеме фитопрепаратов, особенно у детей-аллергиков. Кроме того, их действие непродолжительное, необходимы частые приемы малых доз, т.к. повышение разовой дозы вызывает тошноту и рвоту. К тому же, отхаркивающие средст-ва могут значительно увеличить объем мокроты, который маленькие дети не в состоянии самостоятель-но откашлять, что приводит к значительному нарушению дренажной функции бронхов.
Если у ребенка на 3-4 день болезни кашель не стал продуктивным, отхаркивание секрета затруднено, необходимо начать лечение современными синтетическими муколитическими препаратами. Это препа-раты, содержащие ацетилцистеин (АЦЦ, Флуимуцил, Мукобене), бромгексин, амброксола гидрохлорид (Амбробене, Амброгексал, Лазольван), карбоцистеин (Бронкатар, Мукодин, Мукопронт). Они хорошо разжижают бронхиальный секрет, но не увеличивая объем мокроты. Кроме того, данные препараты снижают способность бактерий прикрепляться на эпителиальных клетках слизистой оболочки бронхов.
Выше перечисленные препараты могут быть широко использованы при лечении кашля, вызванного за-болеваниями нижних отделов респираторного тракта особенно у детей первых пяти лет жизни.
Скажу и о противокашлевых средствах, изготовленные на основе гвайфенезина, занимающего проме-жуточное положение между отхаркивающими и муколитическими препаратами. Он входит в такие средства как Колдрекс-Бронхо, Туссин, Стоптуссин. Гвайфенезин уменьшает липкость мокроты к сли-зистой бронхов и снижает ее вязкость за счет разрыхления слизи. Препараты на основе гвайфенезина могут использоваться у детей только старше 3 лет.
Комбинированные препараты содержат 2 и более компонентов различного действия. Например, широко известный Бронхолитин содержит глауцин гидрохлорид, эфедрин, эфирное масло шалфея и лимонную кислоту. А Гексапневмин включает парацетамол, аскорбиновую кислоту и фолкодин. К назначению этой группы препаратов в раннем детском возрасте следует относиться с особой осторожностью. Такие препараты уменьшают проявления респираторной вирусной или бактериальной инфекции, облегчают кашель ирритативного или аллергического генеза, но и назначать их следует по соответствующим пока-заниям, которое предполагает и хорошее знание состава препарата. И уж тем более они не назначаются самостоятельно.
А в аптеке вам могут предложить такое количество различных средств, что глаза разбегутся. И принцип рекомендации эффективности будет прямо пропорционален цене. Многие препараты импортного про-изводства стоят дорого, но состав их включает в себя лекарственные травы, а они как известно растут и в нашей стране. Значит имеются и наши аналоги, стоящие на порядок дешевле. Соответственно. Как в той рекламе – если не видно разницы… продолжение знаете, наверное? Нет? Зачем платить больше. Вот! Хотя конечно нашей фармпромышленности еще конечно далеко до всяких там Байеров, Упса и Берлин-Хеми.
Да, совсем забыла – это надо было бы конечно в самом начале написать. Первое в лечении кашля это покой и уют. Общее лечение кашля простуде или бронхите начинается с обеспечения благоприятных условий для ребенка. Как известно, у детей кашель, часто может спровоцироваться шумом, сильным светом или другими раздражениями, поэтому для эффективного лечения ребенка с кашлем ему нужно обеспечить покой и уют.
Второе в лечении кашля это питье и правильное питание. Питание ребенка с кашлем должно быть бога-то фруктами и овощами. Однако при этом оно должно быть достаточно калорийным (ребенок тратит много сил на борьбу с болезнью). Также нужно чтобы ребенок как можно больше пил. Обильное питье не только предотвратит обезвоживание на фоне температуры, но и ускорит выделение мокроты из бронхов. Особенно полезны щелочные минеральные воды (их можно купить в аптеке или магазине), например, Боржоми, которые прекрасно восстанавливают вводно-солевой баланс организма, а благода-ря щелочному компоненту разжижают мокроту и ускоряют ее выведение.
Третье. Для выбора противокашлевого средства важно:
1. Оценить характер кашля (продуктивность, интенсивность, степень влияния на состояние ребенка),
2. Определить причину кашля и характер бронхиального секрета (слизистый или гнойный, степень вяз-кости, «подвижности», количество и т.д.), выявить наличие или отсутствие бронхоспазма,
3. Учитывать фармакологические характеристики противокашлевых препаратов.
А это правильно может сделать только врач, поэтому прежде чем нестись в аптеку за лекарством, полу-чите от доктора четкие лечебные рекомендации. И кстати, не забывайте, что курс лечения не заканчива-ется при малейших признаках улучшения, нужно провести полный, рекомендованный вам курс лечения.
И напоследок, ДЛИТЕЛЬНЫЙ, ЗАТЯЖНОЙ КАШЕЛЬ.
Это достаточно сложная проблема. Как к ней подходить? Если ваш ребенок длительно кашляет, его не-обходимо обследовать - показать врачу-оториноларингологу, проверить реакцию Манту, проконсульти-роваться у пульмонолога и фтизиатра. Необходимо знать его длительную температурную реакцию, сдать клинический анализ крови. Причины могут быть самые разные, даже достаточно экзотические. Так, при глистной инвазии (аскаридозе) существует этап прохождения личинок аскарид через легкие, что вызывает длительный сильный кашель весной и осенью. Но чаще всего длительный кашель зависит от неудовлетворительного состояния слизистой верхних дыхательных путей, от ее аллергизации, хро-нического воспаления. Тогда у ребенка может постоянно образовываться слизь, и он будет пытаться ее откашлять. Эти состояние необходимо лечить у специалистов.
Часто кашель в течение 3-4 недель остается у ребенка после перенесенного ОРВИ. Кашель этот усугуб-ляют сами родители, давая ребенку микстуры от кашля, которые, обладая муколитическим и отхарки-ваеющим эффектом, сами этот кашель и провоцируют. Так что добились у ребенка влажного кашля и хорошего отхаркивания, на что обычно уходит 4-5 дней - прекращайте давать эти средства, переходите на массаж и теплое питье. Кашель пройдет сам.


Врач-педиатр Парецкая Алена - руководитель проекта Детский Доктор

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн