Ребёнок не знает,
чем заняться. И идёт к взрослым.
Взрослые сердятся:
-Не мешай, займись чем-нибудь…
Знакомая ситуация, не правда ли? Этот конфликт можно разрешить без
ущерба для интересов и детей, и родителей. Выручит игра. Игр – великое множество: от народной русской лапты до лего.
В этом разделе предпринята попытка объединить интересы детей и родителей
при помощи игры. Но предпочтение отдано, конечно, детям в возрасте
от пяти до четырнадцати лет. Для них предложено множество игр в которые
хорошо играть летом на природе: здесь и «Ручеек», и «Горелки», и всевозможные
эстафеты.
В игре успех не дается даром – нужны усилия в борьбе с препятствиями.
Охотно, с увлечением идут участники игры на борьбу: в ней можно испытать
свои силы и способности. Многообразны игры. Различны и препятствия,
которые стоят на пути к цели. По-разному приходится их преодолевать:
одни – силой и ловкостью, другие – смекалкой и знаниями.
Другими словами, мы надеемся, что раздел «Игры для детей летом»
поможет Вам интересно организовать свой досуг.
Игра признана ведущей
деятельностью ребенка – дошкольника. Она вызывает активную работу
мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений
об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка. По содержанию все
народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.
Именно они стали основой всех без исключения подвижных игр.
Игра «Дорожки»
На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают
по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом
равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешать
друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.
Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки может
быть произвольной, но не менее 3 метров. Эту игру можно провести как
соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце
каждой положить цветные флажки. Тот их играющих, кто первым добежит
до флажка, должен быстро поднять его над головой.
Игра «Змейка»
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи
выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры,
на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев,
делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь
змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем раскручивает
её. Змейка останавливается, затем закручивается вокруг ведущего.
Правила.
1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка
не разорвалась.
2. Точно повторять движения ведущего.
3. Ведущему не разрешается бегать быстро.
Играть в «Змейку» хорошо летом на просторной площадке, лужайке, лесной
опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила
живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например,
ведущий называет по имени последнего играющего, названный и стоящий
с ним рядом останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку
в ворота. Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают
змейку.
Игра «Челночек»
Все участники игры становятся парами лицом друг к другу и берутся
за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят
под воротами и становятся впереди колонны, за ними бежит следующая
пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.
Правила.
1. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота.
2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.
Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать
их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее
пробегать под ними.
Более сложный вариант – дети, пробегая в ворота, просят различные
предметы, например, шарик в ложке, ведерко с водой, или проходят,
прокатывая рукой впереди себя большой мяч.
Игра «Пустое место»
Играющие становятся в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает
мимо игроков, одного их них пятнает и продолжает бежать по кругу.
Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто
из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает
его, а опоздавший становится водящим.
Правила.
1. Дети бегают только за кругом.
2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.
3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то оба становятся
в круг и выбирается новый водящий.
Играть в эту игру хорошо летом на большой площадке, где можно бегать
без помех. Участники игры становятся по кругу на расстоянии одного
шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать
два круга играющих.
Игра «Пятнашки обыкновенные»
Игру начинают с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники
игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся
рукой, тот становится пятнашкой.
Правила.
1. Детям по ходу игры нужно внимательно следить за сменой водящих.
2. Пятнашка не должен бегать только за одним играющим.
Игра «Пятнашки с домом»
По краям площадки рисуют два круга – это дома. Дети, убегая от водящего,
могут забегать в дом, где пятнашка салить их не может. Если он рукой
касается играющего на игровом поле, то осаленный становится пятнашкой.
Варианты.
1. Чтобы не запятнали, нужно присесть или встать на какой-нибудь предмет.
2. Когда пятнашка догоняет играющего, тот может попрыгать на двух
ногах, как зайчик, и его уже нельзя запятнать (пятнашки «Зайки»).
3.Играющий, которого запятнали, если он быстрый и ловкий, может сразу
же возвратить пятнание водящему, и пятнашкой остается прежний игрок
(«Пятнашки с передачей»)
4. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из цветов, птиц,
зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал своё имя, например,
«лиса» («Пятнашки с именем»).
Игра «Салка»
Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает:
«Я осалил тебя, ты осаль другого!» Новый водящий, догоняя одного из
играющих, повторяет эти же слова.
Вариант.
Водящий ловит кого-либо и у пойманного спрашивает:
-У кого был?
- У тётки.
- Что ел?
- Клецки.
-Кому отдал?
Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный
становится водящим. Игра повторяется.
Правила.
1. Водящий бежит только за одним из игроков.
2. Участники игры должны внимательно наблюдать за сменой водящих.
Игра «Ловишки в кругу»
На площадке очерчивают большой круг, в середине его кладут палку,
делят круг на две части. Все участники игры в ловишки становятся по
разные стороны круга. Ловишка, обегая палку, перебегает с одной стороны
круга на другую и старается поймать кого-то из играющих. Пойманный
становится ловишкой.
Правила.
1. Ловишка во время игры не должен перебегать через палку и выбегать
за круг. Другие играющие перебегают через палку. Длина палки должна
быть меньше диаметра круга.
2. Становится ногами на палку нельзя.
Вариант.
Все участники игры, кроме ловишки, стоят за кругом. Они перебегают
через круг, а ловишка их ловит. Пойманный игрок становится ловишкой.
Игра «Филин и пташки»
Играющие выбирают филина, он уходит в своё гнездо. Подражая крику
той птицы, которую выбрали, играющие «летают» по площадке. На сигнал
«Филин!» все птицы стараются «улететь» в свои гнезда. Если филин сумеет
кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда
пойманный становится филином.
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу
которых они смогут подражать (например, ворона, сорока, дятел и т.п.).
Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах ( на пнях,
скамейках и т.п.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.
Игра «Платок»
Все участники игры становятся в круг. Водящий с платком идет за кругом,
кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а
тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И
тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок
на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь
становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место.
Если же убегающий первым стал в круг, то водящим остается игрок с
платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платок на плечо, игра продолжается.
Правила.
1. Дети не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает,
кому положить платок на плечо.
Чем больше детей примет участие в этой игре, тем шире будет круг,
а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное
место. Дети в круге стоят на расстоянии одного шага друг от друга.
Игра «Курочки»
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные – курочки. Петушок
ведёт курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает
у петушка:
- Петушок, петушок, не видел ли мою курочку?
- А какая она у тебя? – спрашивает петушок.
- Рябенькая, а хвостик чёрненький.
- Нет, не видел.
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» курочки бегут в дом,
а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек
хозяйка уводит в дом.
Правила.
1. Курочки бегут в дом только на слова: «Кышш! Кышш!»
2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко
раскрыв руки – крылья, становится на ее пути.
Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше
друг от друга (10 – 20 метров). Для усложнения игры курочки по пути
к дому преодолевают препятствия, «перелетают» через забор (перепрыгивают
через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеек. В своем
доме они «взлетают» на насест (на скамейку).
Игра «Верёвочка под ногами»
Дети становятся в три колонны. По сигналу учителя два первых игрока
из каждой колонны проносят веревочку (скакалку) под ногами детей детей
своей колонны так, чтобы дети легко перепрыгнули веревочку. В конце
колонны первый играющий становится в колонне замыкающим, а второй
бежит в начало колонны, подает один конец веревочки следующему играющему,
и вдвоем они проносят веревочку под ногами детей до конца колонны
и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не пробегут с
веревочкой и впереди колонны опять не окажется первый играющий. Выигрывает
та команда, которая первая справится с упражнением.
Игра «У медведя во бору»
Играющие выбирают водящего – медведя – и определяют место его берлоги.
Дети идут в лес за грибами и ягодами и напевают песенку: «У медведя
во бору грибы, ягоды беру! Медведь постыл, на печи застыл!»
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идёт по поляне.
Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-либо поймать.
Пойманный становится медведем.
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в
свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Берлогу медведя нужно разместить на другом конце площадки. Медведь
из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из
ящика и т.п.).