Игра «Подстенка»
Дети (не более 4 человек) становятся друг за другом, лицом к стене.
Первый игрок (водящий) бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит.
Поймав мяч, он бросает его в стену, а ловит первый игрок. Затем первый
снова бросает мяч, но так, чтобы отскочив, он долетел до третьего
игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова
бросает так, чтобы он, отскочив от стены, перелетел через головы всех
играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч.
После этого играющие меняются местами: первый становится последним,
второй – первым и т.д. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят
роль водящего.
Правила.
1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места, ловить мяч
с отскока от земли.
2. Тот, кто мяч не поймал, выходит из игры.
Игра «Перебрасывание мяча»
Участники игры делятся на две группы, не более 10 человек в каждой,
становятся за линиями друг напротив друга на расстоянии от трех до
пяти метров. По жребию право начать игру получает игрок одной из групп.
Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит
и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав
его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право
продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает
та команда, в которой осталось больше игроков.
Правила.
1. При ловле мяча играющий не должен заходить за черту.
2. Игрок выходит из игры, если он не поймал мяч.
3. Не разрешается долг задерживать мяч в руках; если это правило играющий
нарушил, мяч передается другой группе.
Вариант.
Дети делятся на две равные группы, становятся друг против друга на
расстоянии 3 – 5 метров и начинают перебрасывать мяч. Если тот, кому
брошен мяч, его не поймал, он переходит из своей команды и становится
рядом с игроком, который бросал ему мяч. Побеждает та команда, в которой
оказывается больше игроков.
Игра «Зевака»
Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают
перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Мяч перебрасывают,
пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, становится
в центр круга и по заданию играющих выполняет 1 – 2 упражнения с мячом.
Правила.
1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается
дополнительное задание.
2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.
Игра «Мяч капитану»
Дети становятся в 3 – 4 колонны перед обозначенной линией с равным
числом играющих на расстоянии 2 м. Напротив каждой колонны в 3 – 4
м от нее становятся капитаны с мячом. По сигналу ведущего капитаны
бросают мяч стоящему впереди своей колонны, тот ловит и таким же способом
бросает мяч капитану, а сам быстро становится в конец своей колонны.
Следующий игрок подходит к линии, ловит мяч и т.д. Выигрывает та команда,
которая быстрее выполнит задание (3 – 4 раза, сменяя капитанов)
Игра «Старые лапти»
На одной стороне площадки проводят черту – это город, где находятся
все играющие. Пространство за городом – игровое поле. Дети становятся
к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился,
тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет
один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех,
кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий
промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи
и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз прокатывают
мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили,
то осаленный становится водящим.
Правила.
1. Играющие должны брать с игрового поля только по одному мячу.
2. Водящему разрешается на игровом поле переходить с одного места
на другое.
Игра «Летучий мяч»
Играющие образуют круг, водящий находится в середине круга. По сигналу
дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий
старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему
это удалось, то он становится в круг, а тот, кому был брошен мяч,
становится водящим.
Правила.
1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места.
2. Играющие не должны задерживать мяч.
3. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках у игрока.
Игра «Мяч с топотом»
Участники игры делятся на две группы и становятся друг напротив друга
на расстоянии 4 – 6 метров. На середину поля кладут любой предмет.
Игру начинает по жребию первый игрок любой из команд. Он называет
по имени игрока из второй команды, бросает ему мяч и быстро бежит
на середину поля, останавливается у предмета, топает ногами и возвращается
на свое место. В это время игрок, поймавший мяч, старается его осалить.
Если он промахнется, то переходит сам в первую группу, если же попадает
мячом, то осаленный переходит во вторую группу. Побеждает группа,
в которой окажется больше детей.
Игра «Мяч по кругу»
Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг друга. В середине
круга водящий. Один из играющих берет мяч. По сигналу учителя «Начинай!»
дети передают мяч друг другу в одном направлении. По сигналу учителя
«Мяч ведущему!» последний ребенок, получивший мяч, бросает его водящему.
Поймав мяч, водящий говорит: «Беги!» Все играющие разбегаются по площадке,
а водящий бросает мяч в убегающих. Тот, в ког попал мяч, временно
выходит из игры. По сигналу «В круг скорей беги!» все дети становятся
в круг и игра возобновляется, только мяч передается по кругу в другом
направлении.
Игра «Круг»
Все играющие, кроме водящего, становятся в круг и перебрасывают мяч
друг другу, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий
стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним
мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадет на землю, играющие
разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и крикнув «Стой!», старается
запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится водящим.
Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить.
Правила.
1. Играющие должны быстро и точно передавать мяч друг другу.
2. Водящий задерживает только летящий мяч.
3. Водящий пятнает детей с того места, где поднял мяч.
Игра «Охотник»
Одного из детей по жребию выбирают охотником, все остальные игроки
– дичь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это
время ходят по площадке. После нескольких упражнений он кричит: «Дичь!»
Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей.
Запятнанный становится помощником водящего, остается на площадке и
становится недалеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи,
он может передать мяч своему помощнику и тот пятнает игроков.
Охотник неточно может бросить мяч, промахнуться. В этом случае играющие
переходят на другие места. Охотник бежит за мячом, берет его, кричит
«Дичь!» - и все останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока
у охотника не появится определенное количество помощников (по договоренности
– от 3 до 5 человек).
Правила.
1. Игрокам не разрешается двигаться после слова «Дичь!»
2. Играющие могут перейти на новое место, если при передаче от охотника
к помощнику мяч не был пойман, упал на землю.
3. Игрокам не разрешается прятаться от охотника за предметы.
4. Охотник должен выполнять разнообразные упражнения с мячом.
5. Можно разрешить детям увертываться от мяча – отклоняться, приседать,
подпрыгивать, но нельзя сходить с места.
Игра «Выбей мяч из круга»
Дети становятся в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки
держат за спиной. Водящий становится в центр, кладет мяч на землю
и, ударяя ногой по нему, старается выкатить мяч из круга. Играющие
не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч,
тот идет водить.
Правила.
1. Играющие не должны касаться мяча руками.
2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле.
3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше, чем на
два шага.
Вариант.
Дети, как и в предыдущей игре, становятся в круг, но спиной к центру.
Водящих должно быть несколько человек. Цель игры – не пропустить мяч
в круг.
Игра «Ямки»
На площадке в один ряд выкапывают несколько ямок, но не больше десяти,
и отмечают их номерами. На расстоянии трех метров от них проводят
черту, с которой играющие прокатывают шары в ямки поочередно, начиная
с первой. Игру начинает первый играющий, он прокатывает шар, пока
не промахнется. За ним продолжает игру второй, затем третий и т.д.
Когда очередь вновь дойдёт до первого игрока, он начинает игру с той
ямки, в которую не попал.
Кто первым попадет во все ямки, тот и выигрывает. В игре принимают
участие не более десяти человек. Ямок может быть разное количество,
не обязательно по числу играющих. Дети могут не прокатывать, а бросать
шары в ямки.
Игра «Попрыгунчики»
На земле чертят круг. Один из играющих становится в середину круга
– он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга, и,
если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются
в черте круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь
вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки
и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пянашкой.
Правила.
1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга
выбегает, выходит из игры.
2. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах.
Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно
договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной
ноге (правой или левой), прямо или боком на двух ногах.
Вариант.
Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится
помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до пяти,
четверо уходят за круг, а тот, кого осалили последним, становится
пятнашкой. Игра повторяется.
Игра «Воробушки и кот»
Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий
– кот – становится в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг,
то выпрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна
(внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать
их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает,
затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных
воробьев.
Игра «Петушиный бой»
Дети делятся на пары и становятся друг от друга на расстоянии трех-пяти
шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они
стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие
и стал двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются,
как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестив перед грудью
или руками держать колено согнутой ноги.
Правила.
1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
2. Руками толкать друг друга нельзя.
Игра «Салка на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной.
Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек.
На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте,
они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком
неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры,
прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся
рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро
говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.
Правила.
1. Если ребёнок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то
левой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.
Игра «Здравствуй, сосед!»
Играющие делятся на равные группы и становятся в два ряда лицом друг
к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они
начинают игру: становятся на одну ногу и скачут в направлении другой
команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй,
сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает
за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь
прыгающих за ведущим.
Правила.
1. Дети должны повторять движения ведущего.
2. Тот, кто не точно выполняет движения, выходит из игры.